маркировка табачных изделий

Уже с 1 июля 2019 года производителей табака обязали маркировать каждую пачку, чтобы не допустить подделок.
В России внедряется маркировка табачной продукции. В марте 2019 года участники рынка подключились к системе. Регистрация в ней обязательна для всех. Чтобы избежать подделок, с 1 июля 2019 года производители должны маркировать каждую пачку сигарет.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?
Борьба с контрабандой
С помощью маркировки табачных изделий станет возможным контроль за движением товара.
Цели нововведения:

  • Борьба с контрафактом;
  • Уменьшение теневого оборота табачных изделий;
  • Увеличение объема получаемых налогов;
  • Защита прав потребителей и легального бизнеса.

Маркировка охватывает все шаги оборота сигарет: от производителя до покупателя. На каждом этапе код проверяют, после продажи/списания – выводят из употребления. Поддельный товар не попадает в цепочку, то есть любой контрафакт исключается из оборота. Реализация, хранение и транспортировка табачной продукции будет не возможна без маркировки.
КАК ВСЕ БЫЛО
Пробная маркировка табачной продукции с 2018 года
Начало было положено два года назад. Для комфортного перехода к новым правилам были обозначены самые широкие сроки и подготовительный период.

Январь 2018 – март 2019 – пилотный режим проекта и добровольная регистрация. В это время механизмы и участники тестировались. Такой тестовый период стал для предпринимателей возможностью разобраться в правилах и процессах нововведений, подготовить персонал.

Немаловажным преимуществом пилотного режима стала возможность оценки необходимых инвестиций. Здесь же стоит и решение попутных вопросов (необходимо ли акцизным маркам вводить маркировку и др.).

Однако в данный момент подключение к системе является обязательным.

Оператор проекта – Центр развития перспективных технологий (назначен Постановлением Правительства №791-р от 28 апреля 2018). Кураторы процесса – Минпромторг, Минфин, Минкомсвязи и ФНС.
Ознакомиться с информацией по всем аспектам проекта можно в законе 487-ФЗ. Он действует с 1 января 2019 года.
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⏳⏳
Какие сроки?

Маркировка табачных изделий предполагает постепенный переход к новому процессу работы:
1
Начало. Маркировка первой пачки состоялась в феврале 2018.
2
Проверка. Далее была проведена проверка оборудования для логистики и розницы (сканеры и приложения QR-кодов).
3
Продажа. Первая продажа маркированной упаковки состоялась в апреле 2018 года. Этот момент стал началом подключения розницы к системе.
4
Итоги эксперимента. Итоги подводились в конце 2018 года совместно с обсуждением окончательного порядка работы и определением мер наказания за нарушения.
5
Обязательство. 1 июля 2019 года – начало обязательной маркировки табачных изделий для производителей. Выпускать пачки без кодов стало нелегальным, но продавать остатки разрешается.
6
Остатки. К 1 июля 2020 года – сбыт оставшихся немаркированных единиц товара. Оборот сигарет без маркировки становится нелегальным.





КАК ВЫГЛЯДИТ МАРКИРОВКА?

На боковую или нижнюю сторону упаковки наносится код DataMatrix. На фото можно заметить, что маркировка невелика по размеру. Она может быть нанесена даже на самую тонкую пачку.


⛔⛔
Борьба с контрафактом


Для розницы маркировка несет несколько изменений:
  • Работа с документами. Теперь накладные должны передаваться и подтверждаться через системы ЭДО. При приемке партии от поставщика необходимо сканировать коды маркировки и сверять их с указанными в УПД.
Разница в данных запрещает прием товара.
  • На кассе. При продаже потребителю необходимо сканировать QR-код, чтобы внести данные об упаковке в фискальный чек и передать через онлайн-кассу в ОФД. После в ИС МОТП придет сообщение о том, что данный код выбыл из оборота. Коды DataMatrix могут быть считаны и в офлайн-режиме с помощью сканера штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования.
⏳⏳
Требования к участникам маркировки табачной продукции
Чтобы подключится к проекту по маркировке табака, нужно:
1
Зарегистрироваться в ИС МОТП на сайте ЦРПТ motp.crptech.ru. Если у вас розничный магазин, ваш поставщик тоже должен быть зарегистрирован. Внимание! С 1 марта 2019 это уже обязательно.
2
Принимать и отправлять документы через системы ЭДО. Необходима учетная программа, которая это умеет (например, МойСклад), а также усиленная квалифицированная цифровая подпись (УКЭП)
3
Подключить 2D-сканер штрихкодов, чтобы считывать коды маркировки табачных изделий и передавать полученную информацию в учетную систему.
⚖️⚖️⚖️
Ответственность за нарушения требований
Закон о маркировке товара предполагает строгую ответственность за нарушения.

Статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара». Он позволит идентифицировать товар.

Постановление Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установило, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, будет указываться код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Ч. 4 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает следующие меры за нарушение порядка и условий применения кассовой техники:
  • для должностных лиц – предупреждение или административный штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
❓❓
Вопросы по маркировке табачной продукции
Сохранится ли маркировка табачных изделий акцизными марками?
Ответ на данный вопрос появится после подведения итогов эксперимента. В 15-ФЗ («Об охране здоровья граждан…») и 487-ФЗ нет конкретных указаний по акцизным маркам. Других нормативных документов по маркировке табачных изделий пока нет.
Подорожают ли сигареты?
Роста цен не предполагается: все необходимые инструменты для нанесения на сигареты электронной маркировки уже есть на рынке, дополнительная техника не нужна. К тому же, производители табака уже и так наносят коды на пачки. Меняется лишь формат этих кодов.
Что если на пачке сигарет не хватит места для кода?
У кодов DataMatrix очень маленькая площадь. Их уже тестировали на пачке формата super slim, и проблем с нехваткой места не возникло.
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⚡⚖️⚡Наш опыт в маркировке! Горячая новость о реальном проекте