маркировка обуви

С 1 июля 2019 года на территории РФ вводится обязательная маркировка обувных товаров средствами идентификации..
В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками (КиЗ). Ими помечается каждая пара. С июля 2019 участие в маркировке обуви обязательно для всех участников оборота. Не ждите до последнего и начните переход на новые правила уже сейчас: успеете перестроить работу, прежде чем выдача кодов станет платной и начнут действовать штрафы за нарушения.
для чего это нужно?
Борьба с контрафактом
В 2018 году эксперты оценили долю подделок на российском рынке в 40%. Маркировка обуви должна помочь пресечь оборот контрафакта и повысить собираемость налогов и таможенных пошлин.

Уже к 2024 году маркировка будет охватывать всю продукцию на рынке. Пока она обязательна только для отдельных групп: шуб, изделий из меха, сигарет, лекарств и т.д.
общая информация
Что включает маркировка обуви
Метка DataMatrix содержит три группы сведений:
  • идентификатор, включающий GTIN и серийный номер;
  • распознавательную метку;
  • проверочный код.

1. Идентификатор.
GTIN – международный штрихкод из 14 знаков, используемый для учета и распределения логистических единиц. Код включает общую информацию о товаре. Занимается генерированием GTIN организация GS1 с филиалом в России.

Вступительный взнос для получения меток составляет 25 000 рублей. Дальнейшее ежегодное сотрудничество с GS1 обходится в 15 000 рублей. Для генерации GTIN нужны полные сведения об изготовителе и выпущенной паре.

Серийный номер – индивидуальный код, защищающий от подделок. Идентификатор включает 13 символов – для каждой пары они уникальны. Оператор системы генерирует серийный номер.

2. Распознаваемая метка.
Метка – это 4 первых знакама идентификатора товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС. Маркер позволяет программе узнать, к какой товарной группе относится промаркированный товар.

3. Проверочный код.
Проверочная метка состоит из 31 символа, где зашифрована информация о производителе, дате изготовления, материале и т.д. Код генерируется с помощью криптографических технологий оператором ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Проверочный маркер принято называть подписью двухмерной матрицы. По коду контролируют выход продукции из товарооборота, когда выбивается чек через онлайн-кассу конечному покупателю.

Таким образом, всего матрица DataMatrix включает 123 символа.
Читаемая часть состоит из 31 знака. Сканируется метки специальными 2D-сканерами (обычные считыватели не подходят).

Покупатели смогут сканировать метки телефоном при помощи специального приложения «Честный знак» для получения подробной информации о продаваемой обуви.

Двухмерный штрихкод для идентификации используют единожды. После приобретения товара в розничной сети, метку исключают из информационной системы.
Маркировка обуви в 2019 году регламентируется распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г.
  1. Производители и импортеры обязаны наносить двухмерные маркеры на каждую пару обуви и коробку и вносить сведения в госсистему.
  2. Логистические компании и дистрибьюторы при приемке и отгрузке продукции обязаны сканировать метки. Информация со штрихкодов отправляется в систему, что позволяет контролирующим органам проводить двойной контроль. Информацию анализируют и от отправителя партии, и от получателя. Несовпадение данных фиксируется как нарушение, и контролирующие органы применяют меры.
  3. Магазины сканируют метки при получении партии товара и отправляют сведения в госсистему. Там фиксируется поступление продукции в продажу. При реализации товара необходимо сканировать его повторно для фиксации конечной продажи и вывода единицы из оборота.

Аспекты маркировки будут отражены на финальном шаге разработки закона: от размера платы за генерацию кодов до вида ответственности за нарушения. В 2019 году маркировка регламентируется лишь в соответствии 487-ФЗ. Он устанавливает сам факт запуска системы отслеживания товаров и запрещает оборот в обход этих правил. 487-ФЗ действует с 1 января 2019 года.
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⏳⏳
Сроки внедрения маркировки обуви

Обязательная маркировка обуви введена с 1 июля 2019 года. С этого момента участники оборота должны начать постепенный переход:
1
1 июня 2018 – 30 июня 2019 – старт тестового эксперимента по маркировке обуви.
2
С 1 июля до 1 октября 2019 — регистрация в системе, подача заявки на регистраторы эмиссии кодов, старт маркировки остатков по упрощенной схеме.
3
С 1 октября до 1 февраля 2020 — получение регистратора эмиссии, завершение маркировки остатков, переход на электронный документооборот, подключение сканера для считывания кодов.
Далее — настройка онлайн-кассы для работы с маркировкой, подготовка ПО — кассовой программы по регистрации продажи маркированных товаров.
4
К 1 февраля 2020 – завершение оборота немаркированной продукции.

Как выглядит маркировка?

Электронная маркировка товаров содержит код DataMatrix, который состоит из определенной последовательности символов, защищенной криптографическими средствами защиты и содержащей информацию о товаре.

Код наносится на этикетку или обувную коробку. Каждая пара обуви имеет свой уникальный код который бесплатно выдается Центром развития перспективных технологий. Коды не повторяются в течение нескольких лет и не удаляются при продаже. Это сделано для возможности возврата продукции покупателем. В таком случае возвращенная обувь вернется в оборот вместе с кодом.



⛔⛔
Как устроена маркировка обуви?


Важно понимать, чем отличаются «новая» и «старая» маркировка обуви (обязательная — и та, и другая).
Старый вид маркировки действовал и до цифрового проекта: производители всегда наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не зашифрована, но достаточно крупна и разборчива для свободного чтения покупателем. За достоверность данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Этот порядок маркировки обуви регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Продавать обувь без такой маркировки нельзя. Эти требования не отменены.
Новая маркировка обуви с 2019 года — электронная. На обувь наносится цифровой код DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.
Код печатают на обувной коробке или на ярлыке производители. Импортеры обязаны договориться об этом со своими поставщиками.

Генерирует коды маркировки оператор системы — ЦРПТ. Для каждой пары обуви — отдельно, причем за плату в 50 копеек, без учета НДС. Коды маркировки невозможно подделать, они не повторяются несколько лет, а при продаже промаркированной обуви не списываются. Это сделановозможности возврата товара. «Отказную» обувь с кодом маркировки можно вернуть в оборот.

Цифровая маркировка гарантирует легальность и качество, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Также обеспечивается контроль за передвижением каждой единицы товара.

При этом потребитель может отсканировать код и узнать все о своей покупке: кто, где, когда произвел вещь и другие данные.
⏳⏳
Как подключиться к системе маркировки обуви?
Чтобы подключится к проекту по маркировке обуви, нужно:
1
Получить УКЭП: усиленной квалифицированной электронной подписью.
2
До 1 октября 2019 — подача заявления в систему Честный Знак (ЦРПТ) на официальном сайте. Для этого вам и понадобится УКЭП.
3
Производителям — вступить в GS1 Russia.
4
Рознице — установить онлайн-кассу. Перед работой с маркировкой, понадобится обновить прошивку кассы: следите за новостями ее производителя.
5
Подать в Честный знак заявление на получение регистратора эмиссии.
6
К 1 февраля 2020 года — начало маркировки остатков обуви упрощенными кодами (для этого регистратор не понадобится).
7
К 1 октября — подключение 2D-сканера штрихкодов.
8
После 1 октября — получение регистратора эмиссии и подключение к системе электронного документооборота.
9
Главное: обеспечить работу с кодами маркировки в учетной системе и в кассовой программе, иначе вы не сможете торговать маркированными товарами.
10
Научиться работать как можно раньше. Чтобы персонал успел освоиться, прежде чем система выйдет на полные обороты и начнутся штрафы за нарушения.
⚖️⚖️⚖️
Ответственность за нарушения требований
Статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный законом 381-ФЗ.

Меры пресечения за нарушение данного требования установлены частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ:
  • на должностных лиц — предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или штраф от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
❓❓
Вопросы по маркировке обуви
Подорожает ли обувь из-за маркировки?
Нет. Но предпологается снижение цен для потребителей минимум на 10%. Это связано с тем, что система контроля вытеснит с рынка контрафакт и подделки — а, следовательно, у легальных производителей увеличится доля рынка и вырастут объемы производства.

Новые правила для изготовителей не должны ударить по рознице и потребителю. Во-первых, сейчас на обувь уже и так наносится маркировка, только не в цифровом формате. Изменится только способ представления данных. Во-вторых, для нанесения новой электронной маркировки выбрана простая, дешевая, удобная в нанесении технология.
Как избежать санкций?
Для этого заранее подготовьтесь к процедуре маркировки по новым правилам:
  • По возможности, примите участие в тестовом эксперименте, чтобы полностью понять все особенности вводимой системы. Участники пилотного проекта не несут дополнительных затрат, но получают все необходимое для перехода бизнеса на новые требования.
  • Проведите инструктаж для персонала. Расскажите о новых правилах, особенностях и нюансах работы с штрихкодами. Помогите работникам разобраться со сложными вопросами, обучите работе с новым оборудованием и ПО.

Кому необходима регистрация в системе "Маркировка"?
Всем субъектам предпринимательской деятельности участвующим в обороте обувной продукции:
  • производителям обуви;
  • импортерам;
  • оптовым компаниям;
  • дистрибьюторам;
  • розничным магазинам;
  • интернет-магазинам.
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⚡⚖️⚡Наш опыт в маркировке! Горячая новость о реальном проекте