Обязательная маркировка товаров с 2019 года
Переход на цифровую маркировку для розницы и опта уже начался
В России вводится обязательная маркировка товаров — с 2019 года. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других система тестируется.
Общая информация
Как работает обязательная маркировка товаров
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, содержащие в себе информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка позволит контролировать оборот товаров на всех этапах и не пропускать на рынок контрафакт.

Можно выделить несколько главных принципов работы:
  1. Метка. Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Только оператор маркировки генерирует коды, причем по запросу производителей. Коды зашифрованы — подделать их нельзя. При этом новая процедура маркировки не позволит использовать код повторно. После списания товара или его продажи конечному потребителю они выводятся из оборота навсегда. Государство может отслеживать все движения товара с момента выпуска кода и до его вывода из единой системы.
  2. Система. Все данные о кодах будут фиксироваться в информационной среде. Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. Также в ней сохраняется каждый этап оборота промаркированной единицы товара: от производства до реализации через онлайн-кассу. Последний этап в систему заносится не магазином, а ОФД.
  3. Единый каталог. Единый российский каталог будет содержать всю информацию о маркированных товарах: их происхождение, срок годности, бренд и др.

В соответствии с Распоряжением Правительства №791-р от 28.04.2018 оператором маркировки назначен Центр развития перспективных технологий. Он специализируется на крупных проектах цифровой экономики, первым из которых стала обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилотные проекты под контролем заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Пилотные проекты по маркировке — подготовительный этап. Субъекты рынков формируют и тестируют универсальную схему, которая после распространится на все категории товаров. Первыми стартовали спиртные напитки и шубы. В 2017 году проект дошел до лекарств, а в 2018 – до табачной продукции и обуви.
⚙⚙
Data Matrix код
Код Data Matrix на упаковке – это средство эффективной борьбы с контрафактной продукцией. Цели – защита легального, «прозрачного» бизнеса и его потребителей, а также повышение собираемости налогов.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • Код идентификации. Определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • Код проверки (крипто-хвост). Генерируется оператором с использованием отечественных технологий криптографии

Фиксация движения товара на всех этапах происходит в системе «Честный ЗНАК». Таким образом, появление двойников продукции становится невозможным. Это же относится и к повторному выводу товаров на рынок, включая изделия с истекшим сроком годности.
Как это будет
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Уже с 2019 обязательная маркировка товаров распространится на широкий ряд категорий. Подключение к системе станет обязательным, а нарушения приведут к штрафам. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №792-р обязательной маркировке подлежат:
  • С 1 июля 2019 — сигареты. Производители будут обязаны маркировать каждую пачку;
  • С 1 июля 2019 — обувь. Идет обсуждение о переносе срока;
  • С 1 декабря 2019:
    • духи и туалетная вода;
    • шины и пневматические резиновые покрышки;
    • одежда из натуральной или композиционной кожи;
    • женские и детские вязаные блузки;
    • верхняя одежда — женская и мужская;
    • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное;
    • фотокамеры и лампы-вспышки.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной. ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение Правительства одобрил Президент.
Что делать, если вы реализуете товары, подлежащие обязательной маркировке? Подключайтесь к системе уже сейчас, пока генерация кодов бесплатна, а штрафы – не введены. Это станет уникальным шансом приспособиться к системе и перевести бизнес-процессы на новые правила в безопасном режиме.
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⏳⏳
Закон о маркировке товара

Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017.
Документ вступил в силу 1 января 2019 года и внес корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Предусмотрена и ответственность за нарушения.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил определить исполнителя проекта, которым был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.





Как выглядит маркировка

К примеру, на упаковках сигарет Код DataMatrix наносится на нижнюю или боковую сторону упаковки. Как видно на фото, маркировка сигарет занимает совсем немного места. Ее легко нанести даже на самую тонкую пачку.


⛔⛔
Требования к маркировке товара
Главное требование к маркировке товара 2019 – устойчивость идентификатора к механическим воздействиям.
Метка должна сохранять читаемость на всех стадиях цикла движения товарной единицы – от изготовителя до потребителя. Учитывая механизмы обмена и возврата товара, код должен сохранять целостность еще в течение периода, когда можно вернуть покупку продавцу.

Действующие требования обязывают производителя наносить штрихкод на каждую единицу товара. Но единого способа нанесения идентификатора нет. Возможные варианты:
  • наклеивание бумажной этикетки, металлической или пластиковой пластины с идентификатором на товарную единицу;
  • нанесение метки термопечатью;
  • крепление к изделию бирки с маркером;
  • нанесение кода краской и т. д.

Также обязанность наносить идентификаторы распространится на:
  • импортеров;
  • комиссионные магазины и ломбарды (письмо ФНС № БА-4-19/2566@ от 12.02.2018);
Остальные хозяйствующие субъекты обязаны отправлять данные в единую систему.
⚖️⚖️⚖️
Ответственность за нарушения требований
Вести бизнес в обход новой системы маркировки не получится – за такое положен штраф. В соответствии со статьей 15.12 КоАП России налагают следующие взыскания:
  • на импортеров или производителей:
    • от 5 до 10 тыс. руб. для ИП;
    • от 50 до 100 тыс. руб. для ООО.
  • на продавцов:
    • от 2 до 4 тыс. руб. для физических лиц, не работающих как ИП;
    • от 5 до 10 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей;
    • от 50 до 300 тыс. руб. для ООО.
  • на физические лица, которые хранят, транспортируют или закупают изделия без маркеров для дальнейшей перепродажи;

Другие взыскания действуют при выпуске алкоголя или табачных изделий без цифровых меток:
  • на импортеров и изготовителей:
    • от 10 до 15 тыс. руб. для ИП;
    • от 100 до 150 тыс. руб. для предприятия.
  • на физическое лицо или хозяйствующий субъект:
    • от 4 до 5 тыс. руб. для физического лица;
    • от 10 до 15 тыс. руб. для ИП;
    • от 20 до 300 тыс. руб.для ООО.

Во всех случаях денежные взыскания сопровождаются полной конфискацией неидентифицированных товарных групп.

Изготовление и сбыт крупных партий немаркированных изделий (более 1,5 млн руб) относят к уголовному преступлению (ст. 171.1 УК РФ). Мера наказания – штраф от 300 тыс. руб. или до 80 тыс. руб. с лишением свободы до 3 лет.

В случае участия в обороте немаркированного табака или алкоголя, минимальное взыскание возрастает до 500 тыс. руб. или до 120 тыс. руб с лишением свободы до 3 лет.
❓❓
Вопросы по маркировке
Сохранится ли маркировка табачных изделий акцизными марками?
Ответ покажут итоги эксперимента. Регламентируют этот вопрос в 2019 году 15-ФЗ («Об охране здоровья граждан…»), принятый в 2016 году, и еще не вступивший в силу 487-ФЗ. Здесь нет конкретных указаний по акцизным маркам, а другие нормативные документы по маркировке табака еще не разработаны.
Действительно ли срок маркировки обуви перенесли с 1 июля 2019 года на более поздний?
Обязательная маркировка обуви началась 1 июля 2019 года. До 1 октября 2019 года нужно зарегистрироваться в системе на сайте честныйзнак.рф и подать заявки на получение оборудования для работы с кодами. C 1 октября 2019 — получить регистраторы эмиссии по этим заявкам. А с 1 февраля 2020 года будет запрещено оборачивать немаркированную обувь: производить, ввозить и торговать.
Что нужно маркировать с 1 декабря 2019?
Духи, туалетную воду, шины и пневматические резиновые покрышки, одежду из натуральной или композиционной кожи, женские и детские вязаные блузки, верхнюю одежду (женскую и мужскую), белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное, фотокамеры и лампы-вспышки. Для подробных уточнений используйте ТНВЭД конкретных товаров.
Нужно ли регистрироваться в системе GS1 для маркировки обуви или можно чем-то ее заменить?
Нужно. Чтобы участвовать в пилотном проекте по маркировке и получить код GTIN, нужно быть членом Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГСl РУС» (GS1). В дальнейшем планируется создать единый каталог товаров России.
Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?
Исполнение Постановления Правительства №792 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).
Подписка на рассылку
Подпишись на рассылку чтобы первыми узнавать об изменениях в законодательстве, новостях и кейсах на тему маркировки товаров в России
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
⚡⚖️⚡ Наш опыт в маркировке! Горячая новость о реальном проекте